В истории славянства есть два интересных названия, которые при всей своей схожести, соответствуют разным по времени, территории и значению государственным образованиям. Речь идет о государствах Рось и Русь.
Возникновение названия Рось тесно связано с доминированием у славян древнего мировозрения (волхвизма), в котором понятие «рос» обозначало духовно просветленного человека, того, кто владеет древним мировозрением, знаниями Прави (мирозданческого закона), того, кто осмысленно следует завещаниям Праотцов (волхвов-укров, рахманов). Аббревиатура «рос», при этом, означала – « (у)Ровни Отцов Святых», подчеркивая духовную возвышенность человека, его высокий ирийный уровень.
Слово «рос» изначально писалось через соответствующую букву, напоминающую «о» с верхушкой из двух расходящихся линий, или «у» с округлым низом. Такое написание мы встречаем и в «Велесовой книге», где буква читается в основном как «о», и в летописях времен Киевского государства 11 в.н.э., где буква читается уже как «у».
В связи с этим, возникают следующие вопросы:
- происхождение двух названий, Рось и Русь, это следствие лингвистических изменений языка или что-то еще?
- где располагалось государство Рось (воевавшее с Византией и Константинополем в 6-9 в.н.э.), и почему летописи Руси Киевской упорно молчат о нем?
- есть ли связь государства Рось с государством Русь, и какая собственно?
- не скрыта ли тут какая-то тайна, наличие которой ощущают исследователи Киевской Руси?
Многое нам может обьяснить система базового для предков миропонимания и мировозрения (волхвизма), котороые стимулировали создание славянства и стали основой для государства Рось - Дулибского союза ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/111 ).
Сама система славянского миропонимания на основе вселенского закона Творца (а ее роль ощутима в «Велесовой книге»), возникла не менее двадцати двух тысячелетий назад. Тогда, гонимые климатическими изменениями 25-23 тысячилетия до н.э. и постледниковыми условиями, предки славян с территории между Вислой и Днепром совершили грандиозный поход на восток и юго-восток в Загорье-Семеречье ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/7 ). Пройдя там обучение, эти люди и их наставники получили высокие знания мироздания и готовы были их активно использовать. Так возникло славянство – обьединение людей: учителей законов Прави и просвещенного народа (славян), славящих Праву (законы Творца) ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/105 ).
После очередного катаклизма, с момента выхода на запад из Загорья (15 тыс. до н.э.), они стали участниками глобального противостояния двух систем миропонимания, возникших в евро-азийско-африканском пространстве более 80 тыс. лет до н.э.: арийской (духовной) и теренской (материалистической). Граница этих мировозренческих систем проходила по Красному и Егейскому морю, долине Дуная. Далее она направлялась к входу в Балтийское море, поворачивала к Кольскому полуострову и делила его.
В период расцвета очередной земной цивилизации, народы этих систем глубоко проникали за границу миров и напряжение в борьбе возростало. Человечество в такие моменты становилось на грань своего существования ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/4 ).
С чертами арийского и теренского мировозрений, как духовного и материалистического, можно ознакомится в книге «Величие Дулибии Рось. Суренж». В книге расказано и о продвижении славян во главе с волхвами-украми на запад и о главной идее этого движения. В ней размещены карты и схемы реконструкции основных маршрутов славян ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/pub/ ).
После тысячелетий странствий и духовного просветительства на Кавказе, в Междуречье, на Армянском нагорье, Сирии, Ханаане и Анатолии, славяне не позднее 6 в. до н.э. попали в Европу (Подунавье). Целью стало создание мощного духовного (арийского) центра на праотцовских землях (территории Волынской возвышенности), где существовали соответствующие условия, были места древних праотцовских центров, и рядом с которым проживало духовно родственное население ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/9 и http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/10 ) .
До 4 в. до н.э. славяне создали условия активного просветительского влияния на народы Европы (фракийцев, галло-кельтов, венедов, балтов, скифов, сарматов, гуннов, финно-угров, частично готов и германцев) посредством духовного обучения законам Прави (славянизации). В 3-2 в. до н.э. на Волынской возвышенности начал закладываться центр этого процесса – духовный комплекс, а далее и город Суренж-Арта (Арта – священный), а также большая территориальная система вокруг этого центра, с особым распорядком внутри – Русколань (Роксолань) или «остров» росов-русов ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/114 ).
Суренж-Арта и Русколань стали главной базой общеславянского государство Рось (1-9 в.н.э.) и сердцем Дулибии - духовного союза славян. Пребывание чужеземцев в них было ограничено.
Система власти, влючавшая духовное (арийское) мировидение, стала главной особенностью государства Рось. Духовное лидерство совета волхвов (Трояни), вечевое право, управление государством бусами (высшими духовно-выбраными руководителями) – ее основные черты. Период существования этой системы назывался «временами бусовыми», а земли, на которых распостранялась ее власть, – «землями Трояни» (тоесть славянскими).
Эта система власти располагала и особой войсковой структурой, которая включала датов, рать, воев, где базисная роль отводилась элите росов-воинов – датам. Руководящяя структура включала в себя и мощную просветительскую систему, с помощью которой обучали законам Прави, законам мироздания, главным образом достойных и способных учеников ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/108 ).
Но, попав в Европу, такая система власти натолкнулась на мощное сопротивление, сначала духовное, а далее и вооруженное. «Велесовая книга» описывает жесточайшие войны славян-дулибов на Дунае и в Карпатах, в том числе с Римом и готами-бастарнами. После заселения славянами-дулибами Волыни, борьба с готами и их союзниками стала еще более острой. Свою остроту она потеряла уже после разгрома готов гуннами и переселения значительных их частей из Причерноморья и Приазовья на запад (остготы, вестготы) и север (готская свердзея) ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/14 ).
Одиозным врагом славян-дулибов-росов и Роського государства в 6-9 в. н.э. стала Византия, носитель египетско-римской управленческой традиции. Противостояли им и франко-германцы (Франкское королевство и его васаллы) и новое государство - Хазария. Византия стимулировала франко-германцев на захват земель за р. Вислой, а Хазарию – в междуречье Дона и Волги и далее на север. Хазария должна была отделить новую провинцию на р. Урал (Еланию-Порусию), обладавшую сильной конницей, от центра Роського государства, перерезая стратегические комуникации и перебирая контроль над ними в свои руки ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/16 ).
С 7 в. н.э. на периферии общеславянского Роського государства стали возникать структуры, не вписывающиеся в общую систему славянского управления. Созданные по территориальному признаку, но вне законов Прави, они были славянскими чисто внешне. Несмотря на их недолговечность и сопротивление Суренжа, попытки их создания продолжались.
Волхвизм, как мировозрение духовное, основанное на знании Прави, Нави, Яви, возвышающее все духовное над материальным, прославляющее закон Творца (Правь), систему жизненных ценностей на этой основе (руководство по духовным принципам, экологизм бытия и выходящие отсюда - разумная достаточность во всем, забота о грядущих поколениях), идейные враги не понимали и не принимали в принципе.
Вырожденное теренство несло другие идеи: корыстолюбства, беспринципного обогащения (в ущерб всему), единоличного владения общественным добром, сиюминутной выгоды, получения благ посредством обмана, грабежа, воен. Его носители считали такое состояние «естественным», разрешенным «сильным», тем, кто взял «право» решать судьбу других. Эти идеи стали основой влияния на периферийное славянство.
В Европе 7-9 веков стали формироваться государства не желавшие быть землями Трояни, такие как Само, Великоморавское, Болгарское государство, Киевский каганат Аскольда и Дира, другие.
Стимулированные извне брожения в княжеской среде формирующихся периферийных славянских территорий в 9 в.н.э. были и на западе, и на юге и на востоке и уже проникали на север славянского мира.
«Велесовая книга» (на дощечке-1) пишет о том времени так: «...это души Пращуров наших из Ирия смотрят на нас и там от жалости плачут, и упрекают нас, что не бережем мы Прави, Нави и Яви, не бережем Божье, натоместь издеваемся над этим…» («...СЕ ДУШІ ПРАЩУРОІ НАША ОД ИРУ СРЯЩЕТІ НА НОІ А ТАМО ЖАЛЕ ПЛАКАТИСЯ ВОІРЕЩАТІ НАМО ЯКОСЬ МОІ НЕ БРЖЕХОМО ПРАВЕ НАВЕ ЯВЕ... НЕ БЖРЖЕЖЕХОМ БОСЕ НА ТО А ГЛУЗІХОМ СЕ ИС ТАЯ...» ).
Последней попыткой исправить ситуацию в начале 9 в.н.э. был замысел Трояни и действующего буса о создании северного волхвовского центра в Ильмерии (Новгороде). Ильмерия попала в сферу волхвовских интересов еще в 5-6 в.н.э. Именно оттуда, с берегов Волхова, по воле Трояни была предпринята попытка возврата земель Киевского каганата, зависимого от Хазарии, в ее управление ( http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/18 ).
После смещения в 882 г. в Киеве самозванного князя Аскольда, о котором «Велесовая книга» (дощечка 6-е) пишет: «Аскольд есть темный воин, когда-то греками был научен, что будто бы никаких русов нету, а только воры» ( «АСКЛД ЕСЕ ТЕМЕН ВОЕН А ТЕКО ДНЕСЕ ОД ГРЬЦЕХ ОСВЫЦЕН ЖЕ НІКІЕХ РУСОІ НЕСТЕ А СЕНТЕ ВРВЫ»), земли Киевского каганата должны были вернуться в лоно волхвовского государства и быть землей Трояни.
Для выполнения этой задачи и наведения порядка в регионе волхвами были направлены войска во главе с Олегом. Позже, при Рюриковичах, Игоре и Святославе, князьях из бусового рода Суренжа, план волхвов имел надежду полностью сбыться, так как князья эти не оспаривали возложенную на них роль в системе власти и без волхвовских указаний не предпринимали каких либо действий.
Но, та было не долго. Внешние идеологические влияния на киевских правителей активизировались при Ольге (середина 10 в.н.э.) и усилились при Владимире (конец 10 в.н.э.). Князья, симпатизировавшие теренству, способствовали этому влиянию и желали авторитарного, независимого от законов Прави и волхвов единоличного правления (по византийскому типу).
Реализация государства-империи одной семьи с зависимой духовной властью требовала разрыва с прошлым, устранения влияния волхвов (Трояни) или их полного подчинения, на что волхвы решительно не соглашались. Требовалось забвение законов Прави, истории предков, изменение всей системы. Необходимо было отбросить историческую и духовную приемственность от государства Рось.
Рюриковичи, приняв советы своих покровителей, пошли на такой шаг.
Оправданием перед потомками должен был стать «акт выбора веры», будто-бы совершенный Владимиром Святославичем (описание которого внесено в летописи в 11 в.н.э.). Выбор религийной системы из аналогов Византии, Священной Римской империи и Хазарии, давних идейных противников славян, должен был обьяснить потомкам поступок Рюриковичей относительно забвения волхвизма.
Введение авторитарного правления с центром в Киеве на рубеже 10-11 веков (устранение волхвов от власти, концентрация управления в одних руках) стало началом процесса строительства нового государственного образования. Уничтожались древние волхвовские артефакты, храмы передавались греческим (византийским) священникам, новые храмы строились по подобию греческих, предки славян приравнивались к дикарям, а их достижения приуменьшались или приписывались чужестранцам. Армия наполнялась найомниками, выполнявшими функции охраны. Действие законов Прави (Творца) замещалось «Руськой правдой».
Но, государство Рюриковичем просуществовало всего несколько десятилетий и
после смерти Ярослава (Мудрого) в 1054 г. было разделено между его сыновьями и фактически распалось. Навязанная система власти на десятилетия вперед втянула Рюриковичей в братоубийственные войны. Они продолжили начатое Владимиром уже в отдельных подконтрольных им землях и часто враждовали за киевский стол и между собой, обезсиливая славянство.
Ну а что-же произошло с Суренжом-Артой и Русколанью (Роксоланией)?
Куда делось государство Рось?
События начала 9-го века, усиление внешнего давления, занесенная в регион эпидемия чумы, периферийные брожения, забирали силы. Удержание духовного центра государства Рось, ее сердца, Волыни-Артании, было определено главной целью. Необходимостью стал вывоз из разрушенного Суренжа древних раритетов и сохранение их в особых местах. Святыни должны были быть неприкосновенными и оставаться для потомков.
Работоспособность Трояни и государственных институтов при этом надлежало сохранять. Волынь должна была жить и действовать.
Потверждение этого находим у арабского исследователя 10 в.н.э. Аль-Масуди, он пишет о неком коренном (первородном) славянском народе «волинана». Этот народ, указывал он, был наиболее почитаем у славян, и имел преимущества. Но начались раздоры, порядок был нарушен и «волинана» вследствии этого разделились на отдельные колена, а каждое племя, по неизвестным ему причинам, избрало себе царя.
Ему вторит арабоязычный исследователь 10 в.н.э. Ибн Рустэ. Он указывает, что у народа росов (русов) особое место занимают ворожбиты (волхвы-укры), которые выше царя. Они живут на острове в ширину трех дней пути (это расстояние между р.Горынь и р.Стырь - http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps/19 ) в десяти днях от печенегов, в земле болотистой, лесистой и умело плавают на челнах (последние и ныне на р.Стырь зовутся «чайками»).
Косвенным подтверждением этому факту стал речной поход войск Владимира в район верховьев Припяти конца 10 в.н.э. завершившийся захватом одного из поселений, переименованного во Владимир. Так был создан дальний форпост Рюриковичей за пределами вольнодумных, не подвластных Киевскому государству территорий, живших и далее по законам Прави. Проход к ним для лодий Володимира по Горини и Стырю был физически не возможен, вследствии существования тут сильного флота.
Красноречиво говорит о Волыни 11-13 в.н.э. факт ее расцвета как мощного славянского образования предопределившего судьбы всего региона на столетия вперед. В 15-17 в.н.э. Волынь – это духовный просветительский центр того времени (на месте Русколани) с его городами, учебными заведениями, монастырями и духовным служением. Результатом деятельности этого центра стало утверждение росько-волхвовской идеи в новых названия: Украина и украинцы. Тогда же, усилиями волынян идея попала на Поднепровье и Левобережье Днепра, где родилась Запорожская Сечь, а далее, и новое государство (http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/117 ).
Поэтому, отвечая на поставленные в начале статьи вопросы, можно утверждать следующее:
- лингвистический вопрос относительно взаимосвязи слов Рось и Русь скрывает за собой более глубокий и сложный, мировозренческий по сути, процесс, происходивший на Европейском континенте во второй половине 1 тыс. н.э.;
- государство Рось, с руководящей волхвовской властью и духовной мировозренческой основой, уникально по своей сути и не имеет аналогов в европейской истории;
- заменой мировозренческой основы в конце 10 в.н.э. правоприемственность образованного Рюриковичами государства, относительно государства Рось, утеряна;
- система власти государства Рюриковичей отбросила знания о государстве Рось и его мировозренческую основу и направила свои усилия на борьбу с ними.
+ + +
1. Влес книга. Дніпро, №4 – Київ, 1990.
2. Яценко Б. «Влесова книга»-пам’ятка ІХ століття. -Київ, 1994 .
3. Сушинський Б. «Велесова книга» предків.- Київ-Одеса, 2004.
4. «Велесова книга». Славянские веды. Составитель- Дудко Д.М. – Москва, 2004.
5 Лозко Г.С., Велесова книга. Волховник. -Вінниця, 2007.
7. Повість врем’яних літ -Київ, 1990.
8. Геродот. Історія у 9 книгах.- Київ, 1993.
9. Дем’янов В. Що було до Русі?- Рівне, 1994.
10. Дем’янов В.О., Андрєєв О.А. Велич Дулібії.Рось. Суренж (Таємниці Волинської землі).-Київ, 2006.
12. Дем’янов В.О., .Андрєєв О.А. Велич Дулібії. Рось. Суренж.- Київ, 2007.
13. http://rivne-surenzh.com.ua/ru/dictionary/hist_dict
14 http://rivne-surenzh.com.ua/ru/